Не запускается/не работает УТМ ЕГАИС

Рассмотрим варианты проверки работоспособности УТМ

Михаил К.

Проблема №1:
Программа УТМ предназначена для отправки отчета в ЕГАИС (Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система) в реальном времени о продаваемом алкоголе. Для подтверждения сделки: факт наличия лицензии на деятельность, передачи информации о наличии и остатках товара используются ключи (JaCarta или Rutoken), поэтому первым делом проверяем работу ключа. Ищем на рабочем столе ярлык программы "Панель управления Рутокен" и запускаем ее и переходим на вкладку "Сертификаты":

В нашем случае драйвер/компьютер не видит нашего ключа и сертификаты на него записанные...

Решение №1:
Не закрывая программы добиваемся того, что бы компьютер смог увидеть записанные сертификаты: если вы используете USB-хаб - пробуйте переставить ключ в другой порт или проверьте факт подключения и целостность кабелей или в крайнем случае пробуйте заменить Хаб. Как только вы нашли источник проблемы и сертификаты появились, то запускайте УТМ и продолжайте продажи как обычно...



Проблема №2:
Если с сертификатами и ключом все в порядке, но УТМ не работает, то смотрим на SystemTray (правый нижний угол монитора рядом с часами) - есть ли там орел ЕГАИС.

Решение №2:
Если его там нет, то запускаем находящийся на рабочем столе ярлык UTM.

После появления там зачеркнутого орла, нажимаем на него правой кнопкой мыши и выбираем запустить:

Даже после того как зачеркивание орла исчезло - это еще не означает, что УТМ уже запустился и работает. Программа требует запуска трех определенных служб Windows, проверки связи с серверами ЕГАИС, проверки действия лицензия магазина и т.д. И на это требуется некоторое время, в среднем не более 1-2 минут. Вы можете просто выждать такое время или проверить работоспособность УТМ. Для проверки работы нажимаем на орла (который рядом с часами) правой кнопкой и выбираем "Домашняя страница":

Если откроется белая страница с сообщением, что "Не удается отобразить эту страницу" - значит УТМ еще в процессе запуска. Периодически обновляйте страницу, например нажатием клавиши компьютера (F5) с интервалом примерно 10-15 сек. После того как у вас откроется страница УТМ и все пункты будут отмечены зелеными галочками и синими кружками - это значит, что УТМ запустился и работает корректно:

Если у вас все в порядке и страница выглядит так же как и на этой картинке выше, то продолжайте продажи как обычно...



Проблема №3:
Если после запуска УТМ и появления такой страницы вы в третье строчке увидели красный крест и сообщение "Лицензия на вид деятельности не действует":

Решение №3:
В данной ситуации быстро повлиять на происходящее мы не сможем. И вам необходимо прекратить продажи и сообщить о данной проблеме (приостановке лицензии) директору по продажам или вашему куратору. Что бы они связались с министерство ЕГАИС и урегулировали данную ситуацию.



Примечание:
Во всех иных ситуациях звоните в офис или системному администратору...